10.12.2012

Альтернативная медицина


Идеи Эдди о разуме и теле развивались наряду с ее практикой действительного исцеления людей через молитву и умственное поддержание физической формы. Один из ее пациентов, Эса Джилберт Эдди, стал в 1877 году ее третьим мужем. Несколько лет спустя собранная ею небольшая конгрегация, назвавшаяся Домом христианских сайентистов, получила статус Сайентистекой церкви Христа. В 1881 и 1882 годах Эдди вынашивала планы создания Метафизического колледжа Массачусетса в Бостоне, который бы готовил специалистов по внедрению в практику уникального метода Эдди по духовному исцелению. Этот план не был осуществлен из-за серий внутренних склок и тяжб в 1880-х годах.

Еще одним источником необычных идей Мэри Бейкер Эдди о духовности и здоровье послужила гомеопатия. Это касалось лекарств, которые производили эффект, схожий с тем, который возникал бы в случае исцеления, обычно их прописывали очень маленькими дозами и не использовали другие лекарства. Эдди практиковала гомеопатическое лечение, будучи молодой женщиной, экспериментируя все с более слабыми дозами до тех пор, пока не заключила, что хорошие терапевтические результаты давала умственная деятельность пациента, а не медицина.

Есть люди, зарабатывающие на подобного рода деятельности не малые деньги. Через несколько лет практики они уже могут позволить себе индивидуальное строительство дома и его обустройство по дизайнерскому проекту. В то время как многие за всю жизнь на могут заработать на уже построенный дом.

С этого момента движение Христианской науки стало развиваться, и сейчас оно насчитывает около 2400 конгрегации в Соединенных Штатах и, пожалуй, около 475 тысяч приверженцев (хотя точное количество их держится в секрете).

Его характерной особенностью является, конечно же, исцеление через молитву. Каждый член церкви молится об исцелении и полагает, что провозглашение истины уничтожает ложь, которая считается причиной болезней. Некоторые последователи учения работают на постоянной основе как практики Христианской науки. Литература движения утверждает, что эти личности владеют явной способностью применить духовное понимание к преодолению человеческих болезней и вражды. Они получают эту способность через духовный рост и развитие; так как они ликвидировали лживые мысли в своих собственных умах, они начинают распознавать более четко дела и слова Бога и становятся более эффективными инструментами, с помощью которых другие могут быть излечены.

Практики Христианской науки — имеющие официальное разрешение профессионалы, работающие на постоянной основе и помогающие пациентам, жаждущим духовной терапии своих болезней, немощей и расстройств. Сайентистская церковь Христа издала алфавитный список, в который внесены все практики, одобренные деноминацией, и носители этого титула имеют право прибавлять инициалы X. Н. после имени и фамилии.

Другой легальной победой для движения Христианской науки стало решение 8-го окружного суда США в 2000 году разрешить пациентам получать лечение в санаториях Христианской науки с обеспечением по программам Medicare и Medicaid. Оппоненты считают, что это размывает линию между церковью и государством, в то время как сторонники верят, что это защищает право выбора пациента.

Практики дают рекламу в различных изданиях Христианской науки и получают плату за свою службу.

Духовное исцеление стало важной областью для определения границ религиозной свободы в Соединенных Штатах. Первый практик Христианской науки, Уиллис Верной Коул, был обвинен в штате Нью-Йорк в том, что лечил без лицензии (человеком, который был тогда исследователем Нью-Йоркского медицинского общества). Дело было впоследствии разрешено Верховным судом Нью-Йорка в пользу Коула. Главный судья добавил: Я отрицаю, что во власти законодательного органа признать преступлением излечение болезни молитвой. Пенсильвании, которая допустила смерть 2 из 13 их детей от излечимых болезней (инфекции уха и диабета), попытавшись применить терапию молитвой.

Кто-то однажды сказал, что религиозная свобода в Соединенных Штатах предлагает больше свободы для веры, чем для практики. Практика Христианской науки по духовному исцелению — это экспонат А (а практика полигамии среди первых мормонов была бы экспонатом В). Но к их идеям относительно Бога и Иисуса Христа официально относились толерантно, как к любому другому течению христианства, развивавшемуся на американской почве.

Возможно, первый вопрос, который задают относительно новых групп внутри христианства, — это что они думают об Иисусе? Наука и здоровье описывает Иисуса как высшее человеческое материальное представление Божественной идеи, осуждающей и разрушающей заблуждение и приносящей свет бессмертия человека. Иисус был самим Разумом, заключенным в человеческую форму, чтобы напомнить человечеству о духовной природе материи. Иисус открыл тайну своим ученикам, явил Свет в их умах и убрал все грехи и ошибки из их жизней. Некоторые сайентисты описывают это как пробуждение. И, наделенные силой, они смогли противостоять лжи и заблуждениям других людей, и истины об Иисусе, которые они передавали, изгоняли болезни, немощь и безумие, являвшиеся признаками этих заблуждений. Ученики были первыми, кто использовал знание о Боге для исцеления.

Мэри Бейкер Эдди предложила следующую интерпретацию молитвы Отче наш в Науке и здоровье:

Отче-Мать наш, Бог, всегармоничный, обожаемый! Да придет Царствие Твое; Творение вездесущее.

Разреши нам ведать — как на небе, так и на земле — что Бог всемогущ и велик; Дай нам милость на сегодня; накорми страждущих любви; И Любовь отражается в любви;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от греха, болезни и смерти.

Ибо Бог бесконечен, всесилен, вся Жизнь, вся Истина, вся Любовь, над всем и Вся.

Для христиан-сайентистов грех есть форма обмана, которому требуется преодолеть знание Божье. Грехи не наказываются в аду, они приводят к последствиям в виде повседневных страданий, изоляции и болезней. Эти следствия грехов исчезают пропорционально количеству истины, которую верующий получает через молитву, чтение Писания и медитацию. В этом

Материнская церковь — первая Сайентистская церковь Христа в Бостоне.

Это международная штаб-квартира деноминации и место встречи для ее самоувековеченного совета директоров. Эдди написала специальные службы для Материнской церкви в своем Руководстве, придав ей свою собственную форму правления, и запретила по возможности практику причастия.

Что сказать о воскресных службах? Религиозные обряды описаны в книге Руководстве Материнской церкви (1910), которую Эдди написала для организации Сайентистской церкви Христа, когда она перенесла свою штаб-квартиру в Бостон. Эдди учила, что таинства дают неверное послание христианам относительно духовной природы материи, поэтому крещение отменяется. Причастие предусмотрено Руководством, но только в высокодуховной форме, и только в дочерних церквях за пределами Бостона. Никаких вафлей и сока, только молитва. Нет никаких пасторов, только авторитетные чтецы книги Эдди Наука и здоровье, которая является особенностью служб.

Порядок богослужение в церквях христиан-сайентистов взят из обычных протестантских богослужений, хотя есть и очевидные различия в виде чтений книги Эдди. Руководство Эдди предписывает следующий порядок богослужения в Материнской церкви в Бостоне:

1. Гимн.

2. Чтение выдержек из Писания.

3. Безмолвная молитва с последующим повторением вслух Отче наш в ее духовной интерпретации.

4. Гимн.

5. Объявление необходимых замечаний.

6. Соло.

7. Чтение объясняющего примечания на первом листе Квартальника.

8. Объявление темы урока-проповеди и чтение Золотого Текста (выдержка из Библии).

9. Чтение выдержки из Писания, называемое отзывчивым чтением, попеременно первым чтецом и паствой.

10. Чтение урока-проповеди. (После того как второй чтец прочтет ссылку из Библии на первую часть урока, первый чтец говорит следующее: Как объявлено в объясняющей ноте, я должен сейчас прочитать соответствующие пассажи из руководства Христианской науки, Наука и здоровье и Ключ к Священному Писанию Мэри Бейкер Эдди).

11. Сбор пожертвований.

12. Гимн.

13. Чтение научного положения бытия (выборка из Науки и здоровья) и соответствующего места из Писания — I Иоанн 3:1 — 3.

14. Провозглашение Благословения.

Другая уникальная особенность Материнской церкви Христианской науки в Бостоне то, что не разрешены специальные пасхальные обряды. Руководство Эдди считает, что христиане должны быть благодарны за работу Бога каждый день в году, и что когда Иисус сказал: Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, — он подразумевал, что мы должны сосредоточить наше внимание на Христе, который живет сейчас, а не на личности, которая жила 2000 лет назад.

В сайентистских церквях есть органы, алтари и скамьи, как и в других христианских церквях. Некоторые выражения Мэри Бейкер Эдди и отрывки из Библии написаны на стенах или колоннах церкви, чтобы напоминать верующим важность ключевых текстов в приобретении истины. Но в целом упор делается на поддержании умов верующих на духовном, а не на материальном аспекте веры. Во время вечерних служб по средам это достигается через свидетельства, в которых члены церкви рассказывают о своем духовном исцелении, испытанном ими или их близкими.

В свои первые годы Сайентистская церковь Христа была новоанглийской, и даже в более узком смысле бостонской деноминацией. Она вобрала в себя спиритуализм и трансцендентализм и приобрела некоторые признаки среднего класса викторианского общества в Новой Англии. Она делала акцент на порядок и методичность — это отражалось в романском и неоклассическом дизайне многих ее первых церквей — и на образовании. Эти признаки придали Христианской науке ее первоначальную форму и характер, хотя в двадцатом веке деноминация становилась все более всеобщей и таким образом более разнообразной.