Грамматика стилей

Многие архитектурно-стилистические термины, употребляемые ныне, были придуманы историками для классификации зданий по внешним признакам относительно недавно. Ни одни средневековый зодчий не называл бы возведенную им церковь образцом романской либо готической архитектуры. Впрочем, эти термины позволяют нам легко рассказать о строениях — о времени и месте их создания, о форме и декоре. Знание «тилей помогает понять предназначение топ или иной церкви, но и это еще не все. Стили являются отражением богословских концепций в конкретную эпоху и в конкретном географическом районе.

 

Возвращение к античности

Нереализованный проект базилики Святого Петра в Риме свидетельствует о чрезвычайном интересе ренессансных зодчих к античной традиции. Это было не просто возвращение назад; они надеялись сравняться — и даже превзойти их — с великими зодчими Древнего Рима.

Возвращение к античности

Видение Небес

Готические церкви легко узнать по остроконечным аркам, лиственному орнаменту и скульптурным изображениям, символизировавшим возрождение земли и ее объединение с Небом.

Видение Небес

Пламенеющие башни

Русские церкви легко узнать, по башенкам, увенчанным «луковицами» куполов, которые, как полагают, должны были ассоциироваться с образом горящей свечи. Пять куполов символизировали Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Пламенеющие башни

Соломонов столб

Витые колонны, как принято считать, использовали при возведении библейского храма Соломона. Поскольку зодчие часто стремились подражать Соломону — строителю храма, в церквах нередко появлялись так называемые соломоновы столбы, особенно и XVII и XVIII столетиях.

Соломонов столб

Международные тенденции

Порой одни страны пытаются перенять культуру других народов. Когда Россия предприняла попытку сблизиться с Европой, в Санкт-Петербурге был возведен собор Святых Петра и Павла, слепок с итальянских культовых сооружений в барочном стиле.