Нехристианские влияния

Па христианскую художественную традицию, несомненно, повлияло наследие римской культуры, в недрах которой она родилась. Во времена Христа и первых апостолов Иерусалим был частью Римской империи, и Ирод, подчиненный Риму царь, восстановивший храм Соломона, многое перенял из имперской архитектуры. Христос и апостолы шли в храмовых дворах вдоль классических колонн и стен с лепными украшениями — мотивы, которые можно было увидеть в любом римском городе. Многие из этих архитектурных элементов впоследствии были взяты на вооружение и переработаны христианскими зодчими.

Базилика

В Древнем Риме базилика, прямоугольное в плане здание с колоннами, служила приемной залой императора или судей. Впоследствии в базиликах стали собираться и молиться Иисусу, новому Правителю и Судье, первые христиане.
Толос
Толос
Благодаря осевой (круглой) планировке толосв внимание приковывается к месту поклонения. В храме Весты, чей план изображен на рисунке, хранили священный огонь Рима. Христиане использовали форму толоса при строительстве гробниц, крестилен и мартирий.
Храм
Храм
Зодчие Античности строили здании, всем своим видом говорившие о священном предназначении. Христиане переняли символическое значение языческих храмов. И по сей день паперть с колоннами укалывает на религиозный характер культового здания.

Триумфальная арка

Триумфальные арки возводили для торжественного въезда в горой полководца после победоносного военного похода. Христиане нередко использовали форму арки для оформления входа в культовую постройку, укалывая на победоносное восшествие Христа на Небеса.

Ионики

Распространенный архитектурный орнамент — ионики с остриями в промежутках — берет свое начало от античной традиции жертвовать яйца. Иудеи и древние язычники верили, что птицы, вьющие гнезда в храме — это знак божьего благословения.