Вступление

Церкви — архитектурные шедевры, потребовавшие исключительных затрат времени, сил и средств от возводивших их народов, — являются естественным центром притяжения в городах, славных своей историей. Церкви заметны отовсюду: вздымаются ввысь шпили и колокольни: внутри церквей сплетение символов подчас способно поставить в тупик даже хорошо осведомленного человека, и потому они притягательны не только для верующих.

Рисунки с изображением церквей и отдельных деталей церковной архитектуры па страницах этой книги позволят читателю понять особый язык, использованный теми, кто возводил культовые здания.

Витрувий, архитектор первого века до нашей эры, писал, что все здания состоят из двух компонентов: собственно здания и идеи, которую попытался воплотить зодчий. И данное замечание особенно справедливо для церквей. Люди строят церкви, поскольку верят в Бога. Их вера находит выражение в архитектурном стиле и материале, а также в библейских концепциях, касающихся, скажем, храма Соломона или Небесного Иерусалима. Представления о Небе и земле часто передаются с помощью церковного искусства — мозаики, витражей или, например, скульптуры.

На протяжении всей книги мы будем рассматривать это искусство. При внимательном изучении вы вскоре увидите, как гармонично сочетаются в культовых сооружениях богословские концепции и архитектура.

Перефразируя Витрувия, скажем, что для всех зданий важны две составляющие — структура и замысел. Стоит присмотреться к строению церкви, понять, что же хотели сказать те, кто строил ее, и многие символы утратят свою таинственность. В церковной архитектуре логика, доведенная до предела часто отметает вопросы, почему вздымаются ввысь кружевные каменные колокольни или почему культовое здание венчает купол криволинейной формы. Даже если вы не знаете, как называются отдельные части церковного здания, все же посмотрите туда, где стены соприкасаются с крышей либо колонны — с балками. Обычно эти места украшены деталями, присущими именно церковной архитектуре. Взгляните также на барельефы и горельефы, мозаику, скульптурные изображения, и вы, возможно, догадаетесь, кому посвящена церковь. Листья, цветы и ночки — детали декора – свидетельствуют о праздничном настроении, о существовании рая. Статуи святых говорят не только о том, кому посвящена церковь, но и о связи между Небесным Царством и землей.

Назначение церкви и ее архитектура дополняют друг друга. Высокие башни могут быть и в светских ансамблях. Однако кресты, венчающие шпили и купола, всегда указывают, что перед вами церковь.

Не забывайте, что скоро Великий Пост, и очень полезно будет знать Что можно есть в Великий Пост. И обязательно придерживайтесь этому.

Мы в ближайшем будущем продолжим серию публикаций об архитектурных особенностях церквей различных религий, в том числе и православной.