Суверенитет Бога

Реформаторы шестнадцатого века пытались ответить на один основной вопрос: Если католические индульгенции не спасают душу, то что же? Лютер ответил, что оправдание милостью через веру. Кальвину нравился этот ответ, но он пошел чуть дальше. После размышлений о Божьей милости он пришел к идее Божьего суверенитета.

Человеческая порочность

Понимание Кальвином владычества Бога основывалось на убеждении, что все люди по сути грешны. Он не думал, что грех — это действие, которое можно искоренить путем некоторых компенсирующих деяний. Напротив, он считал, что это врожденный дефект, который унаследовал каждый, поскольку он человек, и этот чудовищный факт человеческого существования не может исправить ни одно человеческое усилие в прегрешении.

Божья милость

Божья милость

Кальвин считал, что люди несовершенны. Мы полностью бессильны избежать вечного наказания, ожидающего наши души после смерти. Индульгенции, добрые дела, папа и любые человеческие действия ничего не значат. И если так, как же люди спасутся? Ответ: Божьей милостью. Несмотря на отсутствие наших попыток, Бог милостиво спасает некоторых людей, даже если они этого не заслуживают. На самом деле Божья милость настолько неотвратима, что для тех, кто спасен, по-другому и быть не может. Если для вас это загадка, спишите это на человеческую неспособность понять Божий промысел.

Божественное провидение

Божественное провидение

Мнение Кальвина о человеческой порочности и Божьей милости естественно приводит к акценту на всемогуществе и всеведении Бога. Если вы воспримете эти термины буквально, то можете истолковать их следующим образом: Кальвин и христиане-реформаты верят, что вся человеческая история предопределена. Люди — роботы, исполняющие некий вид космического предписания, которое начертал Бог.

Предопределение

Предопределение
Как мы видим, Кальвин и другие реформатские мыслители занимались некоторыми противоречивыми проблемами — такими, как рок, судьба, детерминизм, свобода воли и так далее. И это приводит нас к идее, наиболее явно ассоциируемой с Кальвином и кальвинизмом. Это идея предопределения. Согласно ей, Бог желает, чтобы некоторые души были спасены, оставляя других самостоятельно справляться с последствиями грехов.