Лютеранское богослужение

Лютер хотел, чтобы все решали вопросы веры в Бога индивидуально. И все же Лютер по-прежнему считал церковь чрезвычайно важной. Лютеранские церкви имеют пару ключевых уникальных элементов. Книга согласия обеспечивает доктринальное единство для тех, кто последовал за Лютером. Она включает Формулу согласия (1580), которая представляет собой длинное исповедание в вере, и Аугсбургскую конфессию (1530), которая является ранним изложением позиций Лютера по ключевым пунктам различий между ним и его оппонентами. Она также включает и древние Символы веры, и лютеровские Краткий и Длинный катехизисы. Но здесь стандартизация заканчивается. В отличие от католицизма с его требником (руководством по богослужению) и епископалами с их Книгой.

Если вы хотите обратиться к первоисточникам, вы должны прочитать наиболее значимые труды Лютера. Среди них — Два вида добродетели (1518), Трактат о добрых делах (1520), Свобода христианина (1520), Рабство воли (1525), Лекции по Посланию Палатам (1535). Последние три, кстати, все еще в наборе (Fortress Press, 2003, Fleming Н. Revell, 1990 и Kregel Publications, 1987).

Этнический размах и Германское лютеранство

Этнический размах

Было бы ошибкой думать, что вам надо быть немцем, чтобы стать лютеранином. Лютеранство очень быстро распространилось на весь Балтийский регион и некоторые части Восточной Европы. Эти разные культуры породили незначительные вариации внутри лютеранства, которые затем стали важным фактором его развития на территории Соединенных Штатов.

Скандинавское лютеранство

Королевства Балтийского моря были готовы к принятию лютеранства. Датчане, норвежцы, шведы и финны были обижены Римом, и все продемонстрировали ранние образцы реформаторской активности. Когда немецкие .лютеране открыто бросили вызов папе и Священной Римской империи, вскоре последовало обращение в лютеранство жителей скандинавских стран. Король Дании Кристиан III (1503 — 1559) организовал перевод Библии и множества работ Лютера на датский язык. Он упорядочил церковь по районам с суперинтендантами во главе, которые позднее перешли в управление епископов, и сделал себя верховным главой церкви.

Евангелическая лютеранская церковь в Америке

Крупнейшая лютеранская деноминация в Соединенных Штатах, Евангелическая лютеранская церковь в Америке (ЕЛЦА), несет на себе отметку этнического разнообразия. Это продукт серии слияний различных лютеранских деноминаций США, каждая из которых имеет свои особые этнические и национальные традиции.

Примечательна история возникновения ЕЛЦА. Немецкие лютеране, которые эммигрировали в Соединенные Штаты, столкнулись с одной большой проблемой: будут ли они держаться за свой родной язык и историческое лютеранское вероисповедание либо ассимилируются в англо-протестантскую культуру? Некоторые стояли строго за то, чтобы оставаться немцами и лютеранами, другие хотели сгладить свои лингвистические и доктринальные различия с остальными христианами. Вокруг этих позиций сформировались соперничающие организации, причем первая группа сосредоточилась в Пенсильвании, а другая — в штатах Нью-Йорк, Огайо и Индиана.

Лютеранская церковь — Миссурийский синод

Если ЕЛЦА гибкая, примиренческая и экуменическая, то Лютеранская церковь — Миссурийский синод остается приверженной историческим лютеранским исповеданиям и доктрине библейской безошибочности. Эти два вопроса еще не вся история. Очень высока активность ЛЦМС в сфере образования, миссионерской и издательской деятельности. Она владеет системой начальных и высших школ, которая является второй по величине в Соединенных Штатах после приходской школьной системы римских католиков.