28.03.2012

Лютеранское богослужение

Лютер хотел, чтобы все решали вопросы веры в Бога индивидуально. И все же Лютер по-прежнему считал церковь чрезвычайно важной. Лютеранские церкви имеют пару ключевых уникальных элементов. Книга согласия обеспечивает доктринальное единство для тех, кто последовал за Лютером. Она включает Формулу согласия (1580), которая представляет собой длинное исповедание в вере, и Аугсбургскую конфессию (1530), которая является ранним изложением позиций Лютера по ключевым пунктам различий между ним и его оппонентами. Она также включает и древние Символы веры, и лютеровские Краткий и Длинный катехизисы. Но здесь стандартизация заканчивается. В отличие от католицизма с его требником (руководством по богослужению) и епископалами с их Книгой.

Если вы хотите обратиться к первоисточникам, вы должны прочитать наиболее значимые труды Лютера. Среди них — Два вида добродетели (1518), Трактат о добрых делах (1520), Свобода христианина (1520), Рабство воли (1525), Лекции по Посланию Палатам (1535). Последние три, кстати, все еще в наборе (Fortress Press, 2003, Fleming Н. Revell, 1990 и Kregel Publications, 1987).

Лютеранская Книга Богослужений направляет духовенство и руководителей богослужения в деле организации лютеранской религиозной службы. Она рекомендует литургические акты, которые достаточно стандартны у лютеранских деноминаций, поэтому лютеранское богослужение производит достаточно строгое впечатление. Но это только рекомендации, лютеране не требуют следовать им буквально общей молитвы, лютеране допускают чуть большее разнообразие способов того, каким образом может осуществляться богослужение.

Лютеране в целом следуют плану, впервые установленному самим Лютером в книгах Порядок мессы и причастия (1523) и Германская месса и порядок службы (1526). Эти тексты продолжают католические традиции коллективных молитв и песнопений, соблюдение особых дней и сезонов литургического календаря и, конечно же, литании для использования в разных случаях. Лютер поддерживал практику конгрегационного пения, поэтому он написал гимны и предложил для использования другие и одобрил использование полифонического хора в богослужении. Лютер остановился в шаге от всеобъемлющей литургической революции, и, тем не менее, выступил пионером многих элементов богослужения, которые характеризуют нынешний протестантизм.

Лютеране высказываются на богослужении по образцу, что способствует некоему единству и устойчивости лютеранского сообщества. Есть три основных компонента:

Лютеране, как и другие литургические протестантские деноминации, часто используют орган в качестве аккомпанемента гимнам и заполнения музыкальных пауз между одной частью богослужения и другой. Впервые органы появились в церквях в шестнадцатом веке, но существенный их взлет произошел, когда Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) начал сочинять    органные    пьесы специально для лютеранских служб.

Как правило, лютеране входят в церковь под органную прелюдию, которая слышна во всем храме, потом они участвуют

Интерьер лютеранской церкви в Алтуне, штат Пенсильвания, скромнее, чем интерьер католических и православных храмов. Название гимна Лютера Всемогущая Крепость Боже Наш написано над аркой в середине церкви (разрешено к использованию Библиотекой конгресса) в коллективной исповеди в грехах и мольбе о прощении. Важное замечание: лютеране не исповедуются священнику индивидуально; они делают это в группе в течение воскресного богослужения. Потом они поют гимн, исполняют Купе (заимствованную у католиков), поют еще один гимн и творят молитву дня.

Все это — подготовка. Затем следует внимание Слову. Кто-то читает отрывки из Старого и Нового Заветов, псалмы и одно из назиданий, с вкраплениями возгласов аллилуйя в знак приветствия Слову. Затем священник выступает с проповедью, которая считается частью провозглашения Слова Божьего. Когда это заканчивается, лютеране откликаются на Слово пением гимнов, творением молитв и приношением даров, декламацией Символов веры и молитвой Отче Наш, вспоминают Христа.

Лютеране сохранили два таинства при Реформации: крещение и причастие. Они не верят, как католики, что хлеб и вино в действительности становятся плотью и кровью Иисуса, а верят, что истинная плоть и кровь Христова есть внутри, вместе и под хлебом и вином. Большинство остальных протестантов отрицают присутствие Христа и полагают, что этот обряд чисто символический.

Но лютеране не настаивают на литургическом единообразии. Если чтение и провозглашение Слова остается центральным моментом службы, богослужение считается лютеранским по духу. В реальности оно считается евангелическим по духу — слово, которое сам Лютер применял для описания религиозных практик, согласовывавшихся с его пониманием того, чему учит Библия. Это объясняет наличие слова евангелический в названиях некоторых крупных лютеранских деноминаций.