Беспорядочная масса сект

Беспорядочная масса сект

Возвратимся назад в 1830-е годы, когда многообразие христианских групп в Соединенных Штатах ужаснуло французского туриста Алексиса де Токвиля. В Соединенных Штатах существует бесчисленное множество сект, — отметил он, подчеркнув также, что все они, кажется, ценят демократию. Это было более чем 170 лет назад. Количество конфессий с тех пор каждый год увеличивалось, каждую неделю появлялись новые христианские деноминации. Проще говоря, христианство — мировая религия, и разнообразие христианских сект в Соединенных Штатах и где-либо еще отражает разнообразие мира и Америки. Но только это не объясняет наличие всех сект, поскольку конфессиональные границы не совпадают с расовыми, языковыми, культурными и региональными различиями в США или в мире в целом.

Ортодоксия и нововведения


Но богословские, организационные и этические диспуты не единственный источник энергии, которая питает деноминационализм. Христианство на самом деле одобряет нововведения, пусть и ненамеренно. Хотя оно и старается заключить их в безопасное русло, часто инновации приводят к новым движениям в существующих деноминациях и, конечно, к абсолютно новым деноминациям.

Каждое воскресное утро я читаю Символ веры с другими людьми, которые вместе со мной посещают церковь. Наш литургист — человек, который ведет церковную службу, — напоминает нам, что повсюду в мире и всегда в своей истории христиане собирались вместе как одно целое, читая этот Символ веры. Наконец я дохожу до строчки: Я верю в святую католическую церковь. Когда я впервые прочитал это много лет назад, я был очень смущен. Я пресвитерианин, а не католик. Тогда я понял, что наша деноминация использует слово католический для обозначения всеобщности и ортодоксальности, но не имеет в виду специфическую деноминацию, которую мы знаем как Римско-католическая церковь.

Христиане-креолы

Христиане-креолы
Новые секты часто являются побочным продуктом попыток церкви навязать ортодоксию. Но это только один фактор, который порождает новые деноминации. Другой — это распространение христианства в новые регионы. Христианство адаптируется и меняется на новой почве. Возьмем в качестве иллюстрации каджунскую пищу. Каджуны — франко-канадцы, которые обосновались в Луизиане в восемнадцатом-девятнадцатом веках и принесли с собой свои кулинарные традиции, но затем адаптировали их к своей новой среде. Каджунская кухня, которая использует специи из Африки и с Карибских островов наряду с французскими, является уникальной смесью местных и привнесенных элементов.

Раса и религия в Америке

Раса и религия в Америке
Возьмем, к примеру, расу. Когда система рабства в семнадцатом веке стала отождествляться с африканцами и афроамериканской расой, расовые границы ужесточились и распространились на религию. Изначальное нежелание обращать рабов в христианство дало возможность евангелическим усилиям баптистов и методистов привлечь рабов и свободных чернокожих в церковь в десятилетие, предшествовавшее Гражданской войне. Афроамериканские христиане организовали свои деноминации в атмосфере рабства и расовой сегрегации, так, например, в 1814 году была основана Африканская методистская епископская церковь. Национальность также играла важную роль. В девятнадцатом веке американские лютеране были немцами или скандинавами но происхождению, а реформаты — британцами или голландцами. Православные церкви — такие, как Греческая Православная Церковь и Православная церковь в Америке, — имели греческие и славянские корни.

Религиозное предпринимательство

Религиозное предпринимательство

Коли уж мы коснулись отцов-основателей, отметим, что Джефферсон и Адаме часто писали друг другу после того, как оставили публичную жизнь. Некоторые из их писем касались вопросов христианской веры. В письме к Джефферсону Адаме отмечал: Десять заповедей и Нагорная проповедь составляют мою религию. Есть соблазн воспринять комментарии Адамса как типичные для той поры. Множество образованных мужчин и женщин оспаривали признанные верования и практику христианской веры. Но Адаме затронул нечто более фундаментальное в христианстве, аспект веры, который должен быть учтен среди факторов, которые привели к возникновению новых деноминаций.

Иисус протестовал против внешних проявлений религии — таких, как ритуалы, церемониальные одежды и публичные молитвы. Иисус сказал о лидерах иудаизма первого века: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония (Матфей 23:27 — 28) Иисус был убежден, что фарисеи все превратно истолковали, когда пришли в религию. По Иисусу, соблюдение всех религиозных предписаний мало что значит, если человек внутренне развращен. Он полагал, что нельзя громко молиться на площади, тая в своем сердце ложь, злобу или ревность.