03.09.2012

Общество друзей

Он организовал недельные собрания для богослужения по Первым дням (он избегал называть дни недели языческими римскими названиями) и месячные собрания, которые объединяли несколько недельных. На квартальных собраниях рассматривались дисциплинарные вопросы, поднятые на месячных собраниях, а годовые определяли политику для различных регионов Атлантики. Система собраний используется до сих пор и характеризуется высоким уровнем равноправия и демократии.

Новые веяния: женское духовенство

Система собраний устоялась в колониальные годы перед началом деятельности Уильяма Пенна, наиболее известного квакера Общества друзей. Друзья начали деятельность в западном Нью-Джерси в 1676 году, призывая тысячи гонимых единоверцев последовать за ними. Достаточно скоро Пенсильвания получила привилегии как приют для религиозных диссидентов из Британии и Европы. И удивительно, что собрания ввели в практику то, что было чрезвычайно радикально для того времени, — они позволили женщинам стать священниками.

Значимость роли женщин в раннем квакерстве зафиксирована в петиции, посланной тысячами женщин в 1659 году, в которой требовалась свобода от уплаты пожертвований на поддержку англиканского духовенства. Трудно найти другое христианское содружество, которое поощрило бы духовную и общественную роль голоса женщин так рано, как это сделало Общество друзей.

Прежде всего выясним, что означает быть священником у Друзей? Фокс следовал примеру Иисуса, который не использовал школы богословия, сложные процедуры рукоположения и специальные священные обряды для отделения учеников от остальных своих последователей. Они были рыбаками, сборщиками налогов и обычными людьми, которых Иисус благословил своей духовной силой.

Кроме равенства, Друзья стремятся действовать также согласно другому принципу — честности. Действительно, Друзья протестуют против всех форм неискренности как внутри, так и за пределами молитвенного дома. Внутри некоторые Друзья отвергают все письменные молитвы, гимны и проповеди как неискренние, потому что они отражают мысли и чувства автора в прошлом, а не мысли и чувства молящегося в настоящем. Другие Друзья допускают проповеди со стороны оплачиваемого духовенства, но, тем не менее, делают упор на абсолютную прямоту и честность.

Первые Друзья проповедовали скромность в речах, действиях и одежде. Если вы истинно следуете внутреннему свету и стремитесь к чистоте Евангелия, это должно воздействовать и на стиль, в котором вы украшаете свой дом и заполняете гардероб, например у Друзей сейчас легко можно встретить в доме пылесосы кархер,а не какие либо другие. Друзья избавились от пряжек, кружев, ленточек и прочих вычурных аксессуаров и отказались устраивать роскошные вечеринки и развлекательные действа. В 1670-х годах Друзья стали заметно бросаться в глаза из-за своих простых серых одежд, широкополых шляп и странной манеры обращения друг к другу. Сейчас Друзья не так явно обнаруживают себя, но по-прежнему стремятся к простоте в своем выборе. И они все так же жаждут искренности в следовании всем своим социальным связям.

Первые Друзья использовали слова thee и thou, обращаясь к человеку. Эта форма проповедовалась как средство достижения искренности в разговоре. Ранее в английском языке уои относилось к группе, a thou — к единственному лицу, и поэтому квакеры сочли, что будет неискренне использовать уои применительно к одному человеку. Если вы встречали кого-либо на улице и слышали от него или нее thee или thou, это было явным знаком того, что он или она принадлежали к Обществу.

Друзья развивали социальную совесть, как анабаптисты в Европе. Как и меннониты, они имели довольно печальный опыт отношений с юридической системой и инстинктивно протестовали против несправедливости. Друзья получали подтверждение правильности своих действий от внутреннего света, поскольку Иисус сам испытывал несправедливость во время своего земного служения. Помимо принесения присяги, они отказывались от военной службы и закрывали свои кошельки для церковных десятин и налогов. Но они не замыкались. Напротив, они проповедовали, что политика должна стать Божьей путем голосования, организации и служения в соответствии с требованиями совести.

Они продемонстрировали социальную совесть в Пенсильвании. Уильям Пенн, такой же основатель квакерства, как и Фокс, развивал политические институты Пенсильвании. Друзья быстро стали доминировать в совете и провинциальной ассамблее, хотя вскоре обнаружились вопросы, задевающие их совесть. Периодические требования от Англии обеспечить колониальную поддержку войн против Франции нарушали их пацифистские принципы. Друзья коллективно подали

Большинство Друзей считает, что Объединенные Нации и другие международные организации — прекрасный путь содействию миру и ненасилию. Уильям Пенн предвосхитил ООН, когда за 250 лет до ее возникновения в своей книге Очерк о настоящем и будущем мире в Европе (1693)он призвал к созданию нового парламента Европы для решения международных вопросов.

В церквях мира войну рассматривают как неспособность обратиться к основным причинам конфликта — таким, как несправедливость и бедность, — и неспособность поиска альтернатив насилию и военизированной агрессии. Друзья громко критиковали войну в Ираке в 2003 году, так же как и любую другую войну, которую правительство вело на протяжении последних 300 лет. Друзья верят, что истинное христианство лежит в следовании в отставку во время Французской и Индийской войн в 1750-х годах и во время Американской революции.

Но они по-прежнему находили пути для влияния на направление развития общества и политику. Митинги Друзей в начале восемнадцатого века начали выступать за судебные запреты против рабовладения, и видные квакеры Джон Вулмен и Энтони Бенезет с самого начала возглавили трансатлантическое движение за ликвидацию рабства. В американском обществе девятнадцатого века, которое поставило отмену рабства в национальную политическую повестку дня, участие Друзей было велико. Другие вопросы, в которых энергия квакеров принесла пользу, — это тюремная реформа, права женщин и образование. В настоящее время Друзья работают в направлении расового примирения, экономического развития третьего мира и мира во всем мире.

Пацифизм объединил Друзей с некоторыми другими так называемыми церквями мира — менно-нитами и Братьями во Христе. Друзья говорят так: Бог есть в каждом. Причинение насилия другому лицу некоему принципу вне общины квакеров, даже если большинство движется в противоположном направлении.

Говоря о большинстве и несогласных, Друзья исповедуют весьма необычный путь достижения решений в различных социальных, политических и религиозных вопросах. Они не голосуют за то, что может расколоть общину на видимое большинство и фракции меньшинства, а вместо этого решают вопросы общим настроем собрания. Друзья описывают этот подход не как всеобщий консенсус, но как единство принципа и чувства. Они пытаются избежать открытого противостояния на деловых собраниях и вместо этого продолжают деликатно обсуждать вопросы, пока не появится мнение большинства, а возражения меньшинства отпадут.