09.07.2012

Пиетистские церкви

Как только осела пыль бурь Реформации, некоторые протестантские лидеры начали задаваться вопросом об одержимости ранних реформаторов теологией, доктриной и ученостью. В Германии зародилось движение, которое старалось приуменьшить значимость изучения книг, интеллектуального совершенствования и богословского педантизма. Вскоре движение получило название пиетизм.

Пиетисты особо не заботятся о деноминационных границах. По их мнению, соблюдение этих границ приводит людей к богословскому и доктринальному буквоедству. И это уводит от Иисуса Христа. Пиетистские проповедники нашли аудиторию среди анабаптистов и Братьев во Христе и отказавшихся от англиканской церкви квакеров и методистов. В отличие от лютеран, пресвитериан, епископалов и реформатов пиетисты стараются уйти от формализма в богослужении и ассоциации с политикой в пользу истинной встречи со Спасителем. И именно в пиетистских церквях вы можете встретить большое количество афроамериканцев.
В течение последних нескольких лет у меня вошло в привычку присутствовать на ежегодной конференции миссий в Нью-Уилмингтоне, штат Пенсильвания. Во время поездки я обычно совершаю пробежки, и мой устоявшийся маршрут простирается на три мили через местность, где поселились амиши. По местности видно, что амиши юридически подкованы. По моему пути стоят несколько офисов юридических контор, которые в основном заключают договора поручительства, и регистрируют доверенности на то, или иное имущества, которое амиши передают друг другу без проблем. Я вижу ухоженные поля, жующих траву лошадей, мальчиков в простых синих одеждах, закончивших работу. Пожалуй, вы представили себе образ жизни амишей, который подходит под это описание. Но, как и в большинстве случаев, в их жизни есть много чего еще, что не бросается в глаза.
Если вы приглядитесь повнимательнее, то обнаружите, что этот стиль жизни, вдохновленный верой, кропотливо создавался, опираясь на указания, взятые из Библии. Если амиши читают ту же Библию, молятся тому же Богу и чтят того же Иисуса, как и другие христиане, почему их стиль жизни так отличен? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассматривать амишей в свете анабаптистской традиции, которой они принадлежат.
Анабаптисты, которые также включают меннонитов и других Братьев во Христе, отрицают католические, православные, лютеранские и реформатские взгляды на спасение и членство в церкви. Они отделяются от мира для того, чтобы попытаться создать образец правоверной жизни и уберечься от его пороков. Они хотят иметь как можно меньше дел с правительством и отказываются от военной службы. Но анабаптистские группы также различаются между собой: например, меннониты и амиши расходятся в том, насколько велико должно быть это отделение. В реальности большинство меннонитов внешне ничем не отличаются от других. Читайте дальше, потому что без глубокого понимания анабаптистской традиции и того, в чем меннониты, амиши и Братья во Христе отличаются друг от друга и других христиан, в вашем понимании современного христианства останется сияющая прореха.