24.01.2013

Проблемы определения в религии

Проблемы определенияЧто отличает евангелических христиан от других христиан? Спросите 10 само провозглашенных евангелистов, и вы получите 10 разных ответов. Они не пытаются увиливать и оставить вас разочарованными; у них просто нет согласованного определения. Добавьте к этому еще и то, что они могут принадлежать к множеству разных деноминаций — к Южной баптистской конвенции, Объединенной методистской церкви или Евангелической лютеранской церкви Америки. Или они могут посещать неденоминационные евангелические церкви, которые исчисляются тысячами в Соединенных Штатах.

Эксперты разработали два различных подхода к проблеме. Первый — это поиск центрального места, где люди, которые называют себя евангелистами, собираются вместе для выражения своей разновидности веры. Один из кандидатов — Национальная ассоциация евангелистов (НАЕ), комплексная организация, основанная в 1942 году и объединяющая 50 деноминаций и 15 миллионов человек. У нее есть положение весы, которое включает семь доктринальных пунктов.

♦ Библия — вдохновенное и единственно непогрешимое и авторитетное Слово Божье.
♦ Бог един в трех лицах: Отец, Сын, Святой Дух.
♦ Иисус Христос — Бог, как видно из Непорочного зачатия, но также выражается в безгрешности, чудесах, телесном Воскресении, Вознесении и последующем Возвращении на землю Иисуса.
♦ Чтобы быть спасенным, вы должны испытать Возрождение Духом Святым.
♦ Дух Святой обитает в сердцах и душах верующих и помогает им жить Божественной жизнью.
♦ Все будут воскрешены — одни для спасения, а другие для проклятия.
♦ Верующие духовно соединены с Иисусом Христом.

С этим списком в руке могли бы вы пойти и протестировать деноминации или даже отдельно взятых христиан на предмет: евангелические они или нет? Наверное, нет, потому что доктрины покрывают только часть территории, которую мы с интересом исследуем. Они относятся к верованиям, но не к практике. Любой эксперт скажет вам, что религия — частично вопрос богословия или доктрины, а частично вопрос образа жизни, будь то перебирание четок, говорение на иных языках или окропление младенцев водой.

Но традиции могут быть весьма любопытными и удивительными. Вот только одно избранное противоречие: почему, принимая на вооружение взгляды Мартина Лютера относительно Писания, нужно отказываться от идей организации церкви? Традиции также вызывают странные союзы. Люди, которые используют понятие евангелический, могут идентифицироваться как с Жаном Кальвином, так и с Джоном Уэсли (или с обоими), хотя их взгляды на то, как исходит милость на верующих от Иисуса Христа, совершенно несовместимы. Таким образом, традиции могут быть — уж простите меня за это слово — конкурирующими.

Поскольку евангелический предположительно значит нечто разное для Мартина Лютера, Джонатана Эдвардса, Фрэнсиса Эсбери и Билли Грэма, мы должны попробовать третий подход. Помните нашу дискуссию по поводу фундаментализма в предыдущей главе? Мы описывали это движение как сеть личностей и институтов, которые работают на решение определенной задачи, и это также применимо к евангелизму. Поэтому если вы считаете Билли Грэма великим, радиопрограмму Джеймса Добсона фундаменталистами, пусть даже имеют общие с ними убеждения. Оба эти движения богословски консервативны, но евангелисты не уверены в том, что у фундаменталистов есть правильный ответ либерализму. Так и таковые нынешние евангелисты считают себя проводниками классической протестантской ортодоксии, которая, как они полагают, подвергается опасности со стороны фундаменталистов справа и либералов слева.

Если евангелистов можно определить как группу, то, пожалуй, мы должны пристальнее взглянуть на то, как развивалась в последние годы сеть евангелических ассоциаций.

Поворотный момент наступил в 1925 году, когда Обезьяний процесс Скоупса оставил у большинства американцев неблагоприятное впечатление от консервативных защитников протестантской ортодоксии. Фундаменталисты отступили в свои библейские школы и в свои вновь отделенные деноминации. Они углубили изоляцию формированием Американского совета христианских церквей (АСХЦ) в 1941 году, задуманного как противовес предположительно прокоммунистическому Федеральному совету церквей, основанному в 1908 году (ФСЦ). Его архитектор, пресвитерианский священник-фундаменталист Карл Макинтайр, считал деноминации ФСЦ отступническими церквями, пораженными светским либерализмом, и призывал к строгому отделению, чтобы сохранить оставшихся праведных истинных христиан.

Журнал Христианская история попросил своих читателей — в большинстве своем самопровозглашенных евангелистов — определить наиболее влиятельных христиан двадцатого столетия. В огромный список в порядке частоты упоминания были внесены следующие личности.

1. Билли Грэм (евангелист)
2. К.С. Льюис (ученый, апологет христианства)
3. Мать Тереза (основатель миссии благотворительности)
4. Мартин Лютер Кинг-младший (священник, борец за права человека)
5. Иоанн XXIII (папа, созвавший Ватикан II)
6. Джеймс Добсон (основатель программы Сосредоточимся на семье)
7. Карл Барт (немецкий богослов)
8. Фрэнсис Шеффер (писатель, апологет христианства)
9. Иоанн Павел II (папа римский)
10. Дитрих Бонхеффер (священник, замученный нацистами) Источник: Христианская история (зима, 2000)

Посмотрите внимательно, и вы увидите определенную связь. Окенга был первым президентом НАЕ, но также и первым президентом богословской семинарии Фуллеоа (основанной в 1947 году). Окенга тесно сотрудничал с соучредителем семинарии, радиопроповедник Чарльзом Фуллером в его .Старинном часе пробуждения. Оба считали, что для интересов Евангелия будет лучше, если консервативный протестантизм сохранит менее спорный общественный имидж. Сеть выросла, когда Окенга стал сотрудничать с молодым баптистским священником и евангелистом Билли Грэмом в проведении серии возрождений в Новой Англии в 1950-х годах. В 1956 году Грэм и Окенга получили от тестя Грэма средства для учреждения журнала Христианство сегодня, который стал знаменосцем евангелического движения.

В начале 1800-х годов Томас Кэмпбелл и его сын Александр начали Движение восстановления, ставшее далеким эхом нынешнего евангелизма. Они хотели избавиться от исповеданий веры и деноминаций и использовать Новый Завет в качестве своего единственного проводника в вере и практике. Они надеялись восстановить раннюю церковь в ее первоначальной форме. Сейчас Церковь Христа, Христианская церковь (Ученики Христа), Христианские церкви и Церкви Христа в общей сложности около 3,5 миллиона членов) — три отдельные деноминации, которые выросли, по иронии судьбы, из этих антиденоминационных корней.

Появившаяся евангелическая сеть приобрела известность, создавая новые ассоциации, организации и институты, которые старательно избегали деноминационных привязок. Возглавляет список НАЕ, но есть также Первое содружество Новой Англии, Евангелическая ассоциация Билли Грэма, Национальные религиозные радиостанции, Кампус Крестового Похода за Христа, Помощь миру, Мобилизация действий, Хранители обещаний… и список можно продолжать бесконечно. Сейчас евангелисты поддерживают множество неденоминационных организаций в зарубежных миссиях, в сферах евангелизма, образования и духовного роста, поддержки семьи, помощи в кризисных ситуациях и, помимо всего прочего, в политических действиях.

Я продал своего босерона на professionali.ru. И в обще босерон отличная порода. Как только будет возможность — обязательно возьму себе щенка.