Таинство покаяния

Покаяние — таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Православный катехизис.

Если говорим, что мы не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 1 Ин. 1, 8-9.

Покаяние существовало и во времена Ветхого Завета и состояло во внешних очистительных обрядах. Великие пророки требовали, впрочем, кроме обрядовости (т. е. внешнего очищения) очищения сердечного, духовного (Псалом 50 : 19). Новый Завет понимает Покаяние не только как раскаяние и осознание, но и как возрождение, полное изменение существа.

В таинстве Покаяния совершается милость Божия к согрешившему. Приходя на исповедь, мы каемся не перед священником. Священник, сам будучи человеком грешным, — только свидетель, о чем и говорится в чинопоследовании исповеди. Истинным Тайносовершителем является сам Господь Бог.

Не проще ли покаяться дома, наедине пред Господом, ведь Он везде нас слышит?

Конечно, личное покаяние до исповеди, приводящее нас к осознанию греха, необходимо. Но окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается во время таинства покаяния непременно при посредничестве иерея.

Такая форма Таинства установлена Самим Господом Иисусом Христом. Явившись апостолам при своем преславном воскрешении, Он, дунув, сказал им: «…приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Апостолам, столпам древней Церкви, дана была власть снимать с сердец людей покрывало греха. От них эта власть перешла к их преемникам — церковным предстоятелям — епископам и священникам.