Правила поведения в храме

В храме надо всегда помнить, что это Дом Божий, место Его особого присутствия. Поэтому восстановление храмов и строительство новых — это «отвоевывание» у сил зла новой территории на земле, которая вне храмов, освященных квартир и кладбищ — «во зле лежит».

По дороге к храму надо готовить себя к молитве: отложить на время все житейские заботы, внутренне примириться с близкими. При этом мысленно хорошо читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем», или Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешную».

Эту молитву вообще надо творить как можно чаще. В храм входим тихо, с благоговением, т.е. со страхом оскорбить любовь Божию. При входе в храм надо сотворить 3 поясных поклона с крестным знамением и со словами (мысленно): «Боже, милостив буди ми, грешной», «Боже, очисти мя, грешную, и помилуй мя», «Создавый мя, Господи, прости мя». При каждом входе и выходе из церкви мы всегда творим крестное знамение с поясным поклоном в сторону алтаря. Этот обычай — древний, с самых первых веков христианства, когда христиане были еще вне закона, и крестное знамение было как пароль, что в храм (часто — в катакомбах) входит христианин.

Зайдя в церковь, следует прекратить все разговоры. Беседы на посторонние темы неуместны даже до начала Богослужения. Во время Богослужения можно разговаривать вполголоса только с продавцом свечного ящика и на исповеди. Здороваться со знакомыми лучше молчаливым поклоном. В правой стороне храма обычно стоят мужчины, в левой — женщины. В монастырских церквях это иногда соблюдается очень строго. К помазанию и к кресту обычно первыми проходят мужчины. Если слова Богослужения непонятны, не следует впадать в уныние, лучше мысленно читать Иисусову молитву.

Крестное знамение творится так: большой, указательный и средний пальцы складываются вместе (ровно) — это символизирует Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец плотно прижимают к ладони — они символизируют 2 природы Иисуса Христа — Божественную и человеческую, неслиянные и нераздельные. Сложенные пальцы последовательно прикладываются ко лбу (освящение мыслей), к животу (освящение всего тела), к правому и левому плечам (освещение телесных сил и благословение на благие дела). Крестное знамение — это символическое призывание Имени Божия, поэтому его нельзя творить слишком часто, по неподобающим поводам, поспешно и небрежно. Крестное знамение с поясным поклоном творится в начале и конце молитвы.

Во время чтения Символа Веры Крестное знамение творится трижды, при упоминании каждой из трех Ипостасей Пресвятой Троицы, без поклона, с наклонением головы.

Поклоны бывают поясные и земные. Поясной поклон должен быть такой, чтобы пальцами можно было коснуться земли (но касаться не обязательно). Земной поклон — став на колени, касаемся земли локтями и лбом. Земные поклоны делаются в особые моменты Богослужений: во время Евхаристического Канона, во время выноса Святых Даров для Причащения. Длительное стояние на коленях, за исключением особых Богослужений (на Троицу, во время некоторых Великопостных служб) в православной церкви не принято. Когда церковь бывает переполнена прихожанами, правильнее отказаться от земного поклона, чем расталкивать окружающих и создавать им неудобства. Земные поклоны заменяются поясными в воскресные дни, в дни двунадесятых праздников, в период от Пасхи до Троицы и в дни Причастия.