16.03.2012

Символы веры и исповедания

Некоторые протестантские деноминации используют символы веры и исповедания, в то время как другие отвергают их. Почему? Что заставляет одну протестантскую деноминацию быть более расположенной к принятию исповедания, чем остальные? На многое из этого влияет временной фактор. Протестантские деноминации, прослеживающие свою историю с шестнадцатого века (начала протестантской реформации), более склонны черпать богословское вдохновение из письменных исповеданий веры.

Но что такое исповедания? Это довольно пространные документы, составленные ранними протестантскими реформаторами. Филипп Меланхтон, один из сторонников Лютера, написал Аугсбургское исповедание в 1530 году, чтобы показать императору Священной Римской империи Карлу, что лютеранство не ушло далеко от католицизма. Исповедание

Исповедания — письменные установления веры, написанные группой христиан, которые в общем и целом разделяют определенные верования. Они обычно охватывают широкий спектр вопросов, касающихся спасения, церкви, Библии, природы Бога, использования таинств и многих-многих других. Несмотря на их важность, они не превосходят авторитета Библии для тех, кто их использует. Исповедания не надо путать с католической практикой исповеди грехов священнику.

Оно заканчивалось отрицанием безбрачия священников, обязательных исповедей, недопущения мирян к чаше во время причастия и других католических практик.

Далее последовали другие исповедания. Швейцарские реформаторы, связанные с Ульрихом Цвингли и Жаном Кальвином, написали Гельветическое исповедание (1536 год) в попытке преодолеть препятствие между Лютером и Цвингли по вопросу таинств. Кальвин написал исповедание для французских протестантов — Галльское исповедание (1559 год), которое вдохновило известное Бельгийское исповедание.

Авторами исповеданий почти всегда были богословы или профессора европейских университетов, много писавшие по богословским вопросам. Филипп Меланхтон, написавший Аугсбургское исповедание, которое помогло лютеранству обрести свою форму, был профессором греческого языка в университете Випенберга.

Позднее широко используемое Второе гельветическое исповедание (1566 год) подкрепило идеи Кальвина текстами ранних церковных соборов, трудами ранних христианских епископов и, конечно же, Библией.

Возможно, целью Гельветического, Бельгийского и Второго гельветического исповеданий было показать, как протестанты и католики были в действительности оторваны от единого библейского образца. Но на практике исповедания оказались политически значимыми. Они дали крепнущим протестантским Нидерландам общую идею в их движении к политической независимости от Испании. То же самое можно сказать и про немецких протестантских князей, находившихся под властью Священной Римской империи. Добавьте сюда и шотландские попытки противостоять английской экспансии в шестнадцатом веке. Исповедания поддерживали огонь национального чувства, когда нации только начинали формироваться.

Протестантские деноминации обычно не требуют от своих членов твердо придерживаться письменных исповеданий. Редким примером послужил случай, когда в 1720-х годах шотландские пресвитериане в Пенсильвании потребовали от кандидатов в священники подписаться под Вестминстерским исповеданием перед посвящением в духовный сан.

Таким образом, исповедания служили как богословским, так и политическим целям. Они предлагали краткий свод основных положений, поддерживаемых возникавшими протестантскими церквями, и придавали религиозную окраску порывам возникавших национальных групп. Они существовали и были важны, но учтите, что протестанты не считали их равными Писанию. Они по-прежнему придерживаются идеи, что Библия — единственный авторитет в вопросах веры. Исповедания всего лишь предлагали укороченные версии богословских положений, которые выдвинули отдельные протестантские церкви (Лютеранская, Голландская реформатская, Швейцарская реформатская, Пресвитерианская и т. д.) на передний план.

Епископальная церковь относится к основному течению протестантизма. Она имеет прямую связь с самыми ранними временами протестантской реформации, ценит традиционные формы богослужения и использует письменные догматы веры