28.03.2012

Только верой, только милостью, только Писанием

Только верой, только милостью, только Писанием

Будучи августинским монахом, Лютер был одержим одним основным вопросом: как может Бог, который требует совершенную справедливость, примириться с грешными, проклятыми людьми? Или задать его в другой форме: Бог действительно спасает грешников? На протяжении веков церковь учила, что грешники нуждаются в исповеди своим священникам, исполнении наказаний, соблюдении таинств.

Лютеровские Девяносто пять тезисов не изобрели лютеранство. Все, что они сделали, это создали несколько пунктов об использовании индульгенций в католической церкви и пригласили остальных богословов к дискуссии. Его позднейшие памфлеты и трактаты развили принципы оправдания милостью через веру и священство всех верующих, которые стали центральными принципами лютеранства.

Лютеровская одержимость спасением привела его к вере в то, что смерть Иисуса и его воскресение являются единственным, в чем нуждается грешник, и что различные религиозные обряды, которых требует католицизм, не оказывают никакого воздействия на душу верующего. Вера Лютера в только верой (sola fides) и только милостью (sola gratia) произвела на свет один из центральных принципов лютеранства — оправдание милостью через веру. И совсем близко было до третьего принципа — только Писанием (sola Scriptura), поскольку Лютер считал, что оправдание милостью через веру было достаточно четко изложено в Библии.

Лютер осудил практику Римско-католической церкви по продаже индульгенций в своем известном труде Девяносто пять тезисов (1517). По сути это было приглашением коллег-богословов в Виттенберге к дискуссии по поводу правомерности использования индульгенций в примирении грешников с Богом. В поздних работах Лютер пришел к сомнению относительно множества аспектов римско-католической мессы, сверхъестественных функций священников, пяти таинств, не установленных Иисусом, и всей католической системы прощения грехов. Он отрицал всякую особую роль папы в интерпретации Библии для рядовых христиан и критиковал мирскую власть и богатство церкви. Он даже сказал, что папа был Антихристом, упоминаемым в Библии.

Разумеется, нельзя было обозвать в 1520 году папу Антихристом и ожидать, что это не повлечет никаких последствий. Лютер был отлучен от церкви и подвергся абсенции со стороны императора Священной Римской империи. Он скрывался и провел следующие 10 лет, разбираясь, что только верой, только милостью и только Писанием реально означают на практике. Попутно он пришел к новой массе инструкций для того, как организовать религиозную службу, написал несколько гимнов для конгрегационного пения и катехизис для подготовки молодых по новым принципам веры. Тогда Лютер заложил основу для последующей лютеранской деноминации.

Совсем не давно вышел новый планшет от Asus. И обзор планшета Google Nexus 7 на базе Android вы можете прочитать на сайте online.kg — новый журнал современных технологий: Обзоры, тесты, советы…