Таинство елеосвящения (соборование)

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Православный катехизис.

Елеосвящение — одно из установленных Церковью семи Таинств. Оно служит духовным врачеванием недугов (и духовных, и, как следствие, телесных); вместе с тем оно освобождает страдающего недугом от тех грехов, о которых он не может вспомнить и раскаяться. Об утверждении Таинства Елеосвящения еще в древней Церкви есть свидетельства как св. Иакова-Апостола (Иаков, 5; 14-15), так и св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста (он составил те молитвы, которые читаются при сем Таинстве), св. Иринея Лионского, св. Амвросия Медиоланского, Оригена, Тертуллиана, да и многих иных.

Елеосвящение в древности было принято совершать совокупным действием семи (не менее) священников, отсюда и второе, весьма распространенное, название этого Таинства — соборование. Однако Церковь позволяет в случае необходимости совершать данное таинство и одному священнику.

Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в духовных недугах, греховной природе человека. Первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16).

На эту связь телесной болезни с греховностью указывает нам Сам Спаситель в Евангелии от Марка: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо… Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 3, 5). После чего расслабленный получил исцеление.

Апостолы, посланные Спасителем, «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12-13). Точнее это таинство раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Однако следует отметить, что не все без исключения болезни — непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). И все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия таинства Елеосвящения.

Современное внецерковное сознание признает физическое здоровье единственно нормальным состоянием человека; с болезнями же не без успеха борется современная медицина. Лучшие достижения современной науки — лекарства, больницы со специальным оборудованием служат для того, чтобы как можно дальше отодвинуть границу здоровья и жизни — смерть. Однако неминуем момент, когда звучит фраза: «медицина бессильна».

Таинство Елеосвящения, вопреки распространенным ошибочным мнениям, не «один из последних обрядов», открывающих человеку безопасный переход в вечность; это и не полезное «дополнение» к медицине. Неправильно считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как «последнее напутствие» и не может быть повторено.

Елеосвящение — таинство исцеления. Его цель и исполнение — в истинном здоровье, оно вводит человека в жизнь Царства Божия, в «радость и мир» Святого Духа. Во Христе и через Него всё в этом мире: здоровье и болезнь, радость и страдание стали путем, вхождением в Новую Жизнь, ибо проникнуты в сознании верующего ее ожиданием и предчувствием.